Аннотация к
рабочей программе «Биология»
5 – 9 классы
Курс биологии на ступени основного общего образования
направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе.
Актуальность
Биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей,
экологическое сознание, воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение
нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с
усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы,
формированием интеллектуальных умений;
• овладение учебно-познавательными, информационными,
ценностно-смысловыми, коммуникативными компетентностями;
• формирование у учащихся познавательной культуры,
осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Цель изучения биологии:
Сформировать системы интеллектуальных, практических,
универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих
включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя норм,
ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы,
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Задачи:
·
Реализовать принцип
«от общего к частному», последовательно из класса в класс переходить в познании
общих законов жизни от простого к сложному.
·
Придать развитию
знаний динамичный характер: использовать ранее полученные знания при овладении
новыми понятиями, постепенно углублять и развивать ведущие биологические
понятия в процессе изучения всего курса биологии.
·
Сконцентрировать
учебный материал, укрупнив комплектные единицы знаний, что создает
дидактические условия для развития системного мышления у учащихся: освободить
учебный материал от деталей, имеющих специальное значение, но излишних для
общего образования, группируя при этом частные понятия, необходимые для общего
образования, вокруг ведущих биологических понятий.
·
Формировать у
обучающихся системное мышление, сочетая его с активной познавательной и
исследовательской деятельностью обучающихся.
·
Учитывать возрастные,
индивидуальные особенности и возможности обучающихся, предлагая им задания по
выбору, самостоятельное проведение опытов и наблюдений в домашних условиях.
Используемые технологии
Построение учебного содержания курса осуществляется
последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и
метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного,
гуманитарного, культурологического, личностно-деятельностного,
историко-проблемного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных
качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и
исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте
учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и
умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение
понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную
деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в
сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Количество часов на освоение курса по годам обучения
Класс
Количество часов за год
1
5
34
2
6
34
3
7
68
4
8
68
5
9
68
Итого
272
Учебное содержание курса биологии состоит из блоков, в
которых комплексно изучаются: с 5 по 6 класс – ботаника и биосистемы, в 7
классе – животные, 8 класс – строение и физиология человека, 9 класс – основы
общей биологии.
Курсу биологии на ступени основного общего образования
предшествует курс «Окружающий мир», включающий интегрированные сведения из
курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу
биологии этот курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у
учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и
бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Содержание курса биологии в основной школе, включающее
сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности
человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей,
теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие,
теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса в основной школе
представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного
биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и
профильной дифференциации.
Учебно-методическое обеспечение
1.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
предусматривает использование УМК Биология. 5-9 класс. И. Н. Пономарева,
И.В. Николаев, О. А. Сухова, С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов;
«Вентана-Граф».
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы
общей биологии». Москва, «Вентана-Граф»
3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология:
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для
учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.
4. «Биология в основной школе. Программы». Москва,
«Вентана-Граф», 2006 год.
5. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. «Биология.
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие». Москва,
«Вентана-Граф».