Аннотация к РП по географии

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе по географии на уровень основного общего образования

(5-9 класс.)

 

Рабочая программа по географии для основной школы составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Таушкасинская средняя общеобразовательная  школа им.Г.Т.Прокопьева» Цивильского района Чувашской Республики и на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования и разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 

Общая характеристика курса

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География. Начальный курс» 5 и 6 классы и курс «География материков и океанов» 7-й класс, у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия, и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

 

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

       познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

       познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

       понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

       понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

       выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

       формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

       сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире;

       подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной);

       сформировать готовность быстро переориентироваться в среде обитания: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь;

       научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

       научить устанавливать связи в системе географических знаний.

 

Нормативная база рабочей программы по географии на уровень основного общего образования:

ü Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);

ü ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);

ü Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

ü Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

 

Программа разработана на 274 часов из расчета 1 часа в неделю в 5-6 классах и 2 часов в неделю в 7-9 классах.

 

Цели реализации рабочей программы по географии:

       достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

       становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

 

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

       обеспечение соответствия рабочей программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

       обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

       обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,

       выявление и развитие способностей обучающихся,

       организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

       социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся;

       сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

 

Используемые учебники (по ФГОС ООО)

Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин).

2. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник (авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова).

3. География материков и океанов. 7 класс. Учебник (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев).

4. География. География России. Природа. 8 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова).

5. География. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник (авторы А. И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина)

 

Используемые технологии - технология проблемного обучения,

-игровая технология,

-ИКТ- технология,

-проектные методы обучения,

-технология групповой деятельности

-технология развития глобального мышления

-здоровьесберегающие технологии

-технология уровневой дифференциации

-технология развития критического мышления

 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Личностные результаты:

       овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

       осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

       сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

 

Метапредметные результаты:

       познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

       гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

       способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

       готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

       умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

       умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу, и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

       организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

       умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

       умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

       умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 

Предметные результаты:

       формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

       формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

       характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

       овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

       овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

       формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

       формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

       овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях, и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Формы контроля

       текущий,

       фронтальный,

       индивидуальный,

       итоговый в виде тестов, письменных проверочных работ,

       практические работы,

       диагностические работы в формате ОГЭ и др.