АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по географии на уровень основного общего
образования
(5-9 класс.)
Рабочая
программа по географии для основной школы составлена на основе основной
образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Таушкасинская средняя общеобразовательная школа им.Г.Т.Прокопьева» Цивильского района
Чувашской Республики и на основе примерной основной образовательной программы
основного общего образования и
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Общая характеристика курса
География
в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях
развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике
и территориальных следствиях главных природных, экологических,
социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом
пространстве.
Построение
учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической
целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано
в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из
которых выделяются тематические разделы.
В
блоке «География. Начальный курс» 5 и 6 классы и курс «География материков и
океанов» 7-й класс, у учащихся формируются знания о географической целостности
и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических
закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов,
распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и
деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний
страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков,
их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и
хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок
«География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного
образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую
функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины
во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа
взаимодействия, и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения
и хозяйства.
Построение
учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической
целостности, от общего к частному.
Изучение географии в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
•
познание на конкретных примерах
многообразия современного географического пространства на разных его уровнях
(от локального до глобального);
•
познание характера, сущности и динамики
главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и
иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
•
понимание главных особенностей
взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения
охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления
стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
•
понимание закономерностей размещения
населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными,
социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем
адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
•
выработка у обучающихся понимания
общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них
отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
•
формирование навыков и умений безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Достижение целей обеспечивается решением
следующих задач:
•
сформировать у учащихся знания о родной
стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире;
•
подготовить учащихся к ориентации в
российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только
природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и
культурной);
•
сформировать готовность быстро переориентироваться
в среде обитания: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию,
по-другому организовывать свою жизнь;
•
научить применять знания о своей местности
при изучении природы Земли и человека;
•
научить устанавливать связи в системе
географических знаний.
Нормативная база рабочей программы по
географии на уровень основного общего образования:
ü
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями,
вступившими в силу с 31.03.2015);
ü
ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17
декабря 2010 г. № 1897);
ü
Приказ Министерства образования и науки РФ
от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный
образовательный стандарт основного общего образования»;
ü
Примерная основная образовательная
программа основного общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15).
Программа
разработана на 274 часов из расчета 1 часа в неделю в 5-6 классах и 2 часов в
неделю в 7-9 классах.
Цели реализации рабочей программы по
географии:
•
достижение выпускниками планируемых
результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
•
становление и развитие личности
обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей
предусматривает решение следующих основных задач:
•
обеспечение соответствия рабочей программы
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО);
•
обеспечение преемственности начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
•
обеспечение доступности получения
качественного основного общего образования,
•
выявление и развитие способностей
обучающихся,
•
организацию интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества, проектной и
учебно-исследовательской деятельности;
•
социальное и учебно-исследовательское
проектирование, профессиональная ориентация учащихся;
•
сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья.
Используемые учебники (по ФГОС ООО)
Линия
УМК География. "Классическая линия" (5-9)
1.
География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А.
Плешаков, Н. И. Сонин).
2.
География. Начальный курс. 6 класс. Учебник (авторы Т. П. Герасимова, Н. П.
Неклюкова).
3.
География материков и океанов. 7 класс. Учебник (авторы В. А. Коринская, И. В.
Душина, В. А. Щенев).
4.
География. География России. Природа. 8 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова).
5.
География. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс.
Учебник (авторы А. И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина)
Используемые технологии - технология
проблемного обучения,
-игровая
технология,
-ИКТ-
технология,
-проектные
методы обучения,
-технология
групповой деятельности
-технология
развития глобального мышления
-здоровьесберегающие
технологии
-технология
уровневой дифференциации
-технология
развития критического мышления
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Личностные
результаты:
•
овладение на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях;
•
осознание ценности географического знания
как важнейшего компонента научной картины мира;
•
сформированность устойчивых установок социально-ответственного
поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и
человека.
Метапредметные
результаты:
•
познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей учащихся;
•
гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и производственной деятельности;
•
способности к самостоятельному приобретению
новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной
деятельностью;
•
готовности к осознанному выбору дальнейшей
профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и
возможностями.
К
метапредметным
результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том
числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
•
умения организовывать свою деятельность,
определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их
на практике, оценивать достигнутые результаты;
•
умения вести самостоятельный поиск, анализ,
отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу, и презентацию с
помощью технических средств и информационных технологий;
•
организация своей жизни в соответствии с
общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и
обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального
взаимодействия;
•
умение оценивать с позиций социальных норм
собственные поступки и поступки других людей;
•
умения взаимодействовать с людьми, работать
в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя,
вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
•
умения ориентироваться в окружающем мире,
выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
Предметные
результаты:
•
формирование представлений о географической
науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
•
формирование первичных навыков
использования территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и
адекватной ориентации в нем;
•
характеристик компонентов географической
среды, в том числе ее экологических параметров;
•
овладение основами картографической
грамотности и использования географической карты как одного из «языков»
международного общения;
•
овладение основными навыками нахождения,
использования и презентации географической информации;
•
формирование умений и навыков использования
разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
•
формирование представлений об особенностях
экологических проблем на формирование представлений и основополагающих
теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения,
особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
•
овладение элементарными практическими
умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных различных территориях, и акваториях, умения и навыков безопасного
и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Формы контроля
•
текущий,
•
фронтальный,
•
индивидуальный,
•
итоговый в виде тестов, письменных
проверочных работ,
•
практические работы,
•
диагностические работы в формате ОГЭ и др.