Аннотация к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «История» 5-9 класс (ФГОС
ООО)
Рабочая программа по истории для 5-9 классов является составной частью Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Островского района Костромской области « Островская средняя общеобразовательная школа» и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.), рекомендациями Примерной программы основного общего образования по истории и Программы общеобразовательных учреждений ФГОС История 6-10 классы под редакцией И.Л.Андреева (Рабочая программа «История России» 6-10 классы. И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — Дрофа, 2016.) и учебников под редакцией И.Л.Андреева и предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сорока-Цюпы.
Рабочая учебная программа не содержит расхождений с авторской программой курса «История России» 6-10 классы: И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — Дрофа, 2016. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Содержание и принципы данной программы реализуются в УМК под редакцией И.Л.Андреева, который соответствует требованиям государственного стандарта общего образования. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников:
Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С. «История Древнего мира» 5 класс. - М.: «Просвещение», 2016г.
Агибалова Е.В., Донской Г.М. «Всеобщая история. История Средних веков» 6 класс. - М.: «Просвещение», 2016г.
Юдовская А.Я, Баранов П. А., Ванюшикина Л. М. «Новая история» 7 класс. - М.: «Просвещение», 2014 г.
Юдовская А.Я, Баранов П. А., Ванюшикина Л. М. «Новая история» 8 класс. - М.: «Просвещение», 2016 г.
Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. «Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс - М.: «Просвещение», 2016г.
Андреев И.Л., Фёдоров И.Н. «История России с древнейших времён до XVI века» 6 класс. - М.: «Дрофа», 2016.
Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова и.В. «История России с XVI - конец XVII века» 7 класс. - М.: «Дрофа», 2016.
Андреев И.Л., Ляшенко М.Л., Амосова И.В., Артасов И.А., Фёдоров И.Н., «История России конец XVII –XVIII века» 8 класс. - М.: «Дрофа», 2016.
Ляшенко М.Л., ВолобуевО.В., СимоноваЕ.В. «История России XIX- начало XX века» 9 класс. - М.: «Дрофа», 2016.
Данная программа рассчитана на 340 часов, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации. Обязательное изучение истории осуществляется в объёме: 5 класс - 68 часов, 6 класс - 68 часов, 7 класс - 68 часов, 8 класс - 68 часов по 2 часа в неделю (34 рабочих недели в соответствии с календарным учебным графиком); в 9 классе - 68 часов по 2 часа в неделю.
Изучение учебного предмета «История» направлено на достижение следующих целей:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко- культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
4) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Курс истории решает задачи формирования у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
В рабочей программе по истории соблюдена системная направленность, была проведена синхронизация курсов всеобщей истории и истории России.
Аннотация
к рабочей программе по Истории России 9 класса 2020-2021 учебного года
Рабочая программа по истории России, 9 класс составлена в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, а так же ФГОС ООО, Основной образовательной программой ООО, и учебным планом МБОУ «Таушкасинская СОШ им. Г. Т. Прокопьева». Программа ориентирована на предметную линию учебников «История России» 6–9 классы под редакцией А.В. Торкунова в основной школе: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ М.: Просвещение, 2016. -77с.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции непрерывного исторического образования, которая является важным звеном в развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения. Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания. Программа обеспечивает развитие и формирование универсальных учебных действий, направленных на формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Место предмета в учебном плане. Рабочая программа линии «История» разработана в соответствии с учебным планом МБОУ «Таушкасинская СОШ им. Г. Т. Прокопьева» – 68 часов (2 ч в неделю) в 9 классе. Где на предмет «История России» отводится 44 часа, а на предмет «Всеобщая история» отводится 24 часов
Учебники:
1) История России. 9 класс. учебн. для общеобразоват. организаций. в 2 ч. Ч 1. под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2019. -160 с.
2) История России. 9 класс. учебн. для общеобразоват. организаций. в 2 ч. Ч 2. под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2019. -143 с.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «История»
История как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
· представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
· приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
· освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
· опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны познавательный интерес к прошлому своей Родины; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
· проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
· уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
· навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
· уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
· следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
· обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
· расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты:
· формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
· планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
· работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
· собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
· использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
· привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
· ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
· определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
· логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
· применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
· использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
· планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
· определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты:
· определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
· установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
· составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
· определение и использование исторических понятий и терминов;
· овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
· использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
· использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении
· человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
· изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
· описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
· понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
· высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
· описание характерных, существенных черт форм до государственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
· поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
· анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;
· использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
· понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
· оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;
· умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
· сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
· определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
· систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
· поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
· приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
· личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
· уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Срок реализации рабочей программы 5
лет.