Аннотация к РП по русскому языку

Аннотация к рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года под № 1897, на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, авторской программы по русскому языку 5-9 классы, М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова (М.: Дрофа,2012),  основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ «Таушкасинская  СОШ им. Г.Т.Прокопьева» Цивильского района Чувашской Республики.

      Рабочая программа разработана с учетом общих образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с задержкой психического развития - дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМП, и получающие образование без создания специальных условий.

      Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

      Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

      Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

      Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

         Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» является усвоение содержания  предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·         воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего русский язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего русский язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

·         овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

·         освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

·         развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

·         совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Главными задачами реализации Программы являются:

·         формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

·         усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

·         овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

·         овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

Для реализации рабочей учебной программы используются учебники по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта:

Русский язык. 5 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос  и др. ; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.,: Дрофа.

Русский язык. 6 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос  и др. ; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.,: Дрофа.

Русский язык. 7 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос  и др. ; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.,: Дрофа.

Русский язык. 8 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос  и др. ; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.,: Дрофа.

Русский язык. 9 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос  и др. ; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.,: Дрофа.

 

Аннотация к рабочей программе по литературе для 5-9 классов

Рабочая программа по русской литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года под № 1897, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. Литература. М.: «Просвещение», 2011 г.), авторской программы В.Я.Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. М: «Просвещение», 2012 год),  основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ   «Таушкасинская СОШ им. Г.Т.Прокопьева» Цивильского района Чувашской Республики.

Рабочая программа разработана с учетом общих образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с задержкой психического развития- дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК , и получающие образование без создания специальных условий.

Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

·         на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

·         на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

·         на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

·         на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

·         на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

·         формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

·         развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

·         постижение учащимися вершины произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

·         поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать и интерпретировать художественный текст;

·         овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

·         использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей. Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

·         осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

·         формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

·         овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

·         формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

·         формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

·         воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

·         воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

·         воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

·         формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

·         обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

·         осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

·         формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.

Данная программа обеспечивается учебником по литературе для 5-9 классов: «Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы»,- М.: «Просвещение»:

  «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Комплект из 2-х частей. Авт.-сост.  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, - М: «Просвещение».

   Литература . 6кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных организаций. Комплект из 2-х частей. Авт.-сост. Полухина В.А., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др./М: «Просвещение».

   Литература . 7 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. Комплект из 2-х частей. Авт.-сост.   Коровина В.Я. Журавлёв В.П., Коровин В.И - М: «Просвещение».

   Литература . 8 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. Комплект из 2-х частей. Авт.-сост.   Коровина В.Я. Журавлёв В.П., Коровин В.И - М: «Просвещение».

Литература . 9 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. Комплект из 2-х частей. Авт.-сост.   Коровина В.Я. Журавлёв В.П., Коровин В.И, Збарский И.С. - М: «Просвещение».